Секретный ингредиент, который поможет обучению, взаимопомощи сотрудников, решению проблем

В период неопределенности, компании вкладываются в удержание и вовлеченность сотрудников и нематериальную мотивацию. И стараются поддержать позитивную атмосферу у себя в коллективе.

Важный фактор сейчас – психологическая безопасность.

Людям в нынешней ситуации и так достаточно небезопасно вовне. Поэтому, важно создание безопасности, в том числе, психологической, внутри коллектива.

Что такое психологическая безопасность?

Версия рисунка 1

  • Это уверенность сотрудника в том, что он не будет наказан или унижен за высказывание своего мнения, идей, за беспокойство или задавание вопросов.
  • Это возможность проявить себя без негативных последствий для самооценки, статуса или карьеры.
  • Это вера внутри команды в то, что в этой команде можно рисковать и быть уязвимыми.

Какие выгоды дает психологическая безопасность?

1 — Психологическая безопасность необходима для обучения

В процессе обучения тому, кто учится, приходится совершать множество некомфортных действий. Например:

  • Задавать «глупые вопросы»
  • Делиться непроверенной информацией
  • Уточнять, все ли правильно поняли
  • Делать то, что не получается

Очевидно, что, если сотрудников наказывают или высмеивают за ошибки, они просто не будут делать ничего из этого. Или будут, но очень редко и неохотно. В результате обучение в компании фактически остановится. Навыки, полученные в безопасной атмосфере на тренингах, просто не будут переноситься в реальную жизнь. Знакомая картина, правда?

2 — Психологическая безопасность побуждает сотрудников делиться информацией

Многие руководители жаловались мне, что сотрудники не делятся имеющейся у них информацией, не помогают другим, не подсказывают новичкам, как лучше сделать.

Можно написать регламент по передаче основной информации, но нельзя заставить людей делиться тем, что знают только они.

Согласно исследованиям, именно психологическая безопасность способствует тому, чтобы люди делились друг с другом. Если сотрудники чувствуют себя в безопасности, они могут:

  • Просить о помощи
  • Запрашивать обратную связь
  • Признавать ошибки
  • Не бояться показаться некомпетентными

Когда кто-то проявляет таким образом свою уязвимость, это стимулирует взаимопомощь и реальный обмен знаниями. Если этого не происходит, сотрудники на встречах обсуждают то, что и так всем известно.  А эксклюзивная информация не озвучивается.

3 — Психологическая безопасность позволяет руководителям вовремя узнавать о проблемах

Исследования показывают, что психологическая безопасность влияет на то, делятся ли сотрудники информацией о проблемах с непосредственным руководителем.

Если говорить о проблемах небезопасно, в компании создается климат молчания. Климат молчания – состояние группы, когда все уверены, что озвучивать свои беспокойства — бесполезно и опасно.

В отличие от климата молчания, в состоянии психологической безопасности сотрудники могут:

  • Сообщать о проблемах в момент их возникновения
  • Не дожидаться последствий
  • Не ждать, пока руководитель сам обнаружит возникшие сложности
  • Приходить не только с проблемами, но и с вариантами их решения

8 факторов создания психологической безопасности в коллективе

Вот действия руководителя, которые помогают создать безопасность в коллективе:

  • Включение всех: отсутствие дискриминации по возрасту, полу, национальности, жизненному багажу.
  • Готовность простить ошибки, которые сотрудник сам готов исправить.
  • Корректная коммуникация без обесценивания, ярлыков, унижения, переноса ошибки сотрудника на его личность.
  • Внимание к предложениям и идеям сотрудников.
  • Поощрение людей, которые сообщают о важных проблемах.
  • Задачи для сотрудников, поставленные в терминах действий самих сотрудников. Например, не «отсутствие жалоб клиентов», а «соблюдение нашего стандарта».
  • Индивидуальные развивающие встречи руководителя с сотрудниками
  • Благодарность к сотрудникам, которые проявили уязвимость. Например, признались, что не знают чего-либо.

Что Вы как тренер можете сделать, чтобы помочь обеспечить психологическую безопасность на работе?

  1. Вы можете обучить руководителей давать качественную обратную связь, так, чтобы не обидеть сотрудника, а помочь ему измениться.
  2. Проведите фасилитационную сессию о том, как членам команды лучше делиться информацией, запрашивать помощь и помогать другим.
  3. Обсудите, как относиться к ошибкам, что делать, если ошибку допустил кто-то из команды.
  4. Не избегайте конфликтов. Лучше используйте знания по конфликтологии, чтобы помочь сторонам конфликта договориться эффективнее.
  5. Обучайте руководителей коучинговому стилю менеджмента – это поможет им наладить контакт с сотрудниками и обратную связь.

Тренинги по теме —

Готовый тренинг «Управление вовлеченностью персонала» — http://www.trainersworld.ru/?page_id=6347

Модуль для тренинга  «Эффективная обратная связь» — http://www.trainersworld.ru/?page_id=4201

Готовый тренинг «Развитие сотрудников через коучинг» — http://www.trainersworld.ru/?page_id=6794

Связаться или задать вопрос: