Что такое миссия компании? Чем миссия отличается от видения и принципов? Примеры миссий компаний.
Что такое миссия компании? В одном из тренинговых сообществ недавно разгорелись споры не на шутку по этой теме.
Поделюсь своим пониманием того, что такое миссия, которое я включила в готовый тренинг «Управление вовлеченностью персонала».
Что такое миссия, и зачем она нужна?
Миссия – это краткая формулировка того, зачем существует Ваша компания, команда или Вы сами. Что Вы даете миру, и что останется после Вас.
Миссия компании обычно формулируется первыми лицами компании на стратегических сессиях.
Руководитель команды может сформулировать миссию своей команды вместе со своими людьми. И можно даже сформулировать личную миссию для себя самого.
Миссия должна быть сформулирована достаточно конкретно. Миссия – это не про субъективные ощущения, а про реальные вещи, которые компания делает для своих клиентов.
Миссия повышает вовлеченность, т. к. позволяет сотрудникам понять – зачем они здесь, в чем смысл их совместной деятельности.
Она помогает сфокусироваться, найти правильное направление, и принимать правильные решения.
Примеры миссий разных компаний:
- «Организовать информацию в мире, и сделать ее доступной для всех и полезной» (Google)
- «Сделать лучше наше общество через образование и исследования на самом высшем международном уровне» (Университет Кембриджа)
- «Распространять идеи» (Ted – компания по организации конференций).
- Создавать автомобили, которые будут символом итальянской роскоши во всем мире, и будут побеждать как на гоночной трассе, так и в жизни. (Ferrari).
- «Взаимосвязанное общество, в котором каждый человек или компания могут достигнуть своего полного потенциала» (Ericsson – производитель мобильных телефонов).
- «Мы бережем землю и служим людям». (Forest Service – американская служба по сохранению лесов).
Миссия должна быть конкретной, но не настолько конкретной, чтобы, например, содержать годовые цели. Она, как правило, не меняется в процессе работы компании, хотя могут слегка изменяться формулировки.
Что такое видение, и чем оно отличается от миссии?
Видение – это понимание того, куда мы хотим прийти. Через год, через 5 лет, через 10 лет, и так далее.
Можно сказать, что видение — это то, как мы увидим, что наша миссия выполняется.
Видение более конкретно, чем миссия, и, конечно, оно меняется. Что-то может измениться во внешнем мире, и нам придется поменять наше видение. Но, скорее всего, не сильно, потому что, все-таки, видение связано с миссией, с тем, куда мы движемся, и чего хотим.
Вот примеры видения компаний, миссии которых были упомянуты выше:
Компания | Миссия | Видение |
«Организовать информацию в мире, и сделать ее доступной для всех и полезной» | «Вся информация в мире доступна в один клик». | |
Университет Кембриджа | «Сделать лучше наше общество через образование и исследования на самом высшем международном уровне» | видение математического департамента –
«Создать модель математического образования, которая будет демонстрировать силу и красоту математики, будет вовлекать и стимулировать студентов и распространится по всему миру». |
Ted – компания по организации конференций | «Распространять идеи» | «Мы видим, как наши идеи меняют отношение людей к жизни, саму их жизнь, и весь мир». |
Ferrari | «Создавать автомобили, которые будут символом итальянской роскоши во всем мире, и будут побеждать как на гоночной трассе, так и в жизни». | «Мы признаны во всем мире как те, кто заставляет людей мечтать». |
Forest Service – американская служба по сохранению лесов. | «Мы бережем землю и служим людям». | «Мы являемся международно признанным лидером в охране лесов». |
Руководитель команды тоже может создать видение для своей команды.
Например, можно сформулировать, где команда хотела бы быть через год. Что хотелось бы, чтобы изменилось в жизни команды и каждого из участников? Что хотелось бы приобрести для более качественной работы? Какое обучение пройти? Как сделать жизнь каждого члена команды более комфортной? Как развиться в личном и профессиональном плане, возможно, заняв какие-то более интересные и прибыльные должности?
Что такое принципы или ожидания от сотрудников?
Принципы или ожидания – это ответ на вопрос «КАК?» – как мы можем и не можем действовать в процессе достижения своего видения.
Ожидания внутри команды – это то, что руководитель всегда ждет от своих людей, то, что реально важно для всех членов команды, то, без чего этот руководитель вообще не будет работать с человеком.
- Например, известно, что у Стива Джобса было ожидание, что люди будут стремиться к совершенству в работе, будут стараться делать лучшее, что они могут. Бывшие сотрудники часто вспоминают, что Стив был «токсичным руководителем», очень требовательным, всегда способным найти недостатки в работе своих подчиненных, практически всегда недовольным. С ним могли комфортно работать только люди с такой же установкой на совершенство. Если для человека были важны спокойствие и комфорт на рабочем месте, или баланс работы и жизни, в команде Стива Джобса он не удерживался надолго.
Ожидания связаны с миссией и видением, и просто с предпочтениями руководителя.
Примеры ожиданий:
- Всегда говорить правду, лучше быть откровенным, даже если это обидит кого-то.
- Быть дипломатичным и поддерживать позитивную атмосферу.
- Всегда выполнять то, что обещал.
- Всегда действовать точно, например, точно вовремя приходить на встречи, давать точные ответы.
- Бескомпромиссно относиться к безопасности, если где-то есть намек на нарушение безопасности – сообщить ответственному лицу, руководителю, всем, кому можно, чтобы как можно быстрее устранить проблему.
- Всегда действовать из интересов клиентов.
- Стремиться к совершенству и делать свою работу идеальным образом, чего бы это ни стоило.
- Поддерживать гармоничную атмосферу в рабочем коллективе: хорошее настроение и отношения друг с другом важнее всего, ведь лучше всего работают счастливые люди.
Как можно увидеть, принципы-ожидания могут противоречить друг другу.
Например, может быть ожидание, что сотрудник будет отдаваться работе 24/7. И может быть ожидание, что сотрудник будет поддерживать баланс работы и внерабочей жизни, чтобы всегда находиться в здоровом и ресурсном состоянии. Оба ожидания понятны, но следовать им одновременно будет сложно.
Может быть ожидание, что сотрудник всегда говорит правду и всю правду, всегда делится сомнениями, возражениями, идеями. И может быть ожидание, что сотрудник очень дипломатичен и вежлив, обходит острые углы и ставит психологический комфорт в команде превыше всего. И то и другое имеет смысл, но эти ожидания не слишком совместимы.
Поэтому руководителю важно подойти к формулированию принципов или ожиданий серьезно. Необходимо выбрать 5-7 ожиданий, действительно важных в работе. И обязательно довести ожидания до сотрудников.
Что тренер может сделать с миссией, видением и принципами?
- Если Вы как тренер работаете с руководителями высшего звена — можно помочь им сформулировать все вышеперечисленное для их компаний.
- Если Ваша аудитория — руководители среднего звена — можно сформулировать миссию, видение и принципы для их команд.
- Можно воспользоваться моим материалом «Управление вовлеченностью персонала», чтобы помочь руководителям внедрить этот и другие инструменты повышения вовлеченности.
Тренинг по теме —
Готовый тренинг «Управление вовлеченностью персонала» — http://www.trainersworld.ru/?page_id=6347