Как избежать конфликтов на работе, задавая правильные вопросы?

Как предупредить конфликты на работе?

Исследователи Гинка Тегель и Жан-Луи Барсу из бизнес-школы IMD в Лозанне утверждают: самые опасные конфликты связаны не с расхождением мнений и интересов, а с несовместимостью методов и стилей работы.

Конфликты на рабочем месте

Если у сотрудников разные представления о нормах, о том, как должен быть построен рабочий процесс, о том, что правильно, а что нет — серьезных конфликтов не избежать.

К счастью, можно заранее проговорить установки, связанные с тем, как должна происходить работа, и их осознание позволит не только избежать будущих конфликтов, но и обогатить друг друга новыми подходами к организации труда.

Конечно, такие обсуждения должны проводиться с тактом, они требуют времени и взаимного доверия, но вознаграждают за усилия улучшившейся рабочей обстановкой.

Вот вопросы, которые Тегель и Барсу рекомендуют для обсуждения разницы в подходах к работе:

1. Внешность и манера держаться:

  • Как произвести хорошее первое впечатление?
  • А плохое?
  • Что Вы отмечаете прежде всего: манеру человека одеваться, говорить или держаться?
  • Какие в итоге делаете о нем выводы: строгий, нахальный, ленивый?
  • Какие качества цените особенно: образование, опыт, связи?
  • Как определяете статус человека в группе?

2. Границы и отношения:

  • Насколько важны пунктуальность и сроки?
  • За опоздание или срыв сроков необходимо наказывать?
  • На каком расстоянии друг от друга нужно держаться, общаясь на работе?
  • У вас просят о назначении на должность или ждут, когда повысят?
  • Какое поведение в коллективе ценится: помогать или не жаловаться?

3. Стиль общения и слова, которые выбирают люди:

  • Обещание — это гарантия или просто намерение?
  • Что важнее: откровенность или гармония?
  • Ценятся ли ирония и сарказм?
  • Когда вас перебивают, это говорит о заинтересованности собеседника или его невежливости?
  • Молчание означает, что человек задумался или ему неинтересно?
  • Если у вас другое мнение, его надо высказать публично или приватно?
  • Приветствуется ли непрошеная критика?

4. Отношение к работе и образ мышления:

  • Неопределенность воспринимается как угроза или возможность?
  • Что важнее: ситуация в целом или детали?
  • Что лучше: надежность или гибкость?
  • Какое отношение к неудаче?
  • Как относиться к отклонениям от плана?

5. Проявление эмоций и обсуждение проблем:

  • Какие чувства, положительные и отрицательные, можно и нельзя проявлять на работе?
  • Как выражают гнев и трудовой энтузиазм?
  • Как бы вы вели себя, если бы вас раздражал коллега: молчали, выражали свое отношение жестами и мимикой, острили бы или воспользовались посредничеством третьей стороны?

*Источник концепции о различиях в стиле работы и вопросах для их обсуждения — статья «Моя твоя не понимает» Гинка Тёгель и Жан-Луи Барсу, сборник Harvard Business Review «Управление персоналом».

Если Вы тренер:

Вы можете включить обсуждение таких установок в любой тренинг по навыкам управления, разрешению конфликтов или командному взаимодействию.

Если у Вас на тренинге люди из одной компании — им полезно будет обсудить все эти вопросы, сформировать общие подходы, договориться о том, как озвученные моменты должны работать в их компании.

Если у вас открытый тренинг и люди из разных компаний — можно представить им эту концепцию, и попросить проинтервьюировать друг друга для понимания того, что эти различия действительно существуют, а потом поделиться с группой своими открытиями и тем, как они будут применять их, вернувшись на рабочее место.

Мои готовые тренинги, которые могут быть интересны Вам, если эта статья оказалась актуальной —

«Управленческие навыки»http://www.trainersworld.ru/?page_id=957
и «Управление конфликтом»http://www.trainersworld.ru/?page_id=949

Связаться или задать вопрос: