Чем модерация отличается от фасилитации?

Один из вопросов, которые часто задают при обсуждении разных обучающих форматов: чем модерация отличается от фасилитации?


Для многих людей эти слова синонимы.

Очень часто одна тренинговая школа использует термин «фасилитация», а другая «модерация».

И оба эти термина, естественно, подразумевают те или иные активности, в которых новые знания не преподносятся тренером, а так или иначе создаются самими участниками группы.

Американская школа тренинга чаще использует термин «фасилитация», а немецкая школа тренинга — «модерация».

Соответственно, тренеры, которые учились у последователей этих школ, склонны употреблять именно тот термин, который принят в конкретной тренинговой школе.

Мне представляется, что, все-таки, есть определенное различие.

  • Фасилитация — это все, что облегчает рождение нового знания.
  • Модерация — это поиск общего среди разносторонних мнений группы.

Таким образом, в фасилитации самое главное — найти что-то новое, позволить участникам по-другому посмотреть на свой собственный опыт, сделать новые выводы, прийти к новым пониманиям и инсайтам.

В модерации главное — найти общее понимание с другими участниками, например, в том, какие самые главные проблемы и вызовы стоят перед их группой.

В фасилитации главное — найти новое. В модерации главное — найти общее.

Поэтому, фасилитация — несколько более глубокий, в моем понимании, процесс, чем модерация, в фасилитации обязательно выйти за пределы уже существующего знания и создать новое.

Хотя форматы работы в группе при этом могут быть идентичны.

Тренинги по теме —

«Тренинг для тренеров онлайн»http://www.trainersworld.ru/?page_id=965
и
«Марафон по фасилитации»http://www.trainersworld.ru/?page_id=4463

Связаться или задать вопрос: