[Упражнение для тренинга] На что Вас не надо мотивировать?

Сегодня поделюсь упражнением из тренинга «Мотивация персонала — как пробудить в людях желание работать».

Это упражнение поможет участникам увидеть, какие факторы запускают их внутреннюю мотивацию.

Внутренняя мотивация

Многие руководители делают упор на материальную мотивацию. Премии, бонусы или их отсутствие.

Об этом есть хорошая история.

  • Возле дома одного пожилого человека целыми днями резвилась детвора. Было так шумно, что старик не знал, куда деваться от головной боли. Наконец он придумал способ, как отучить детей шуметь под его окнами.

    Он позвал их и сказал, что очень любит слушать детский смех, поэтому он будет давать им по три монеты каждый день, если они будут приходить к его дому и шуметь, как можно громче.


    Дети с радостью вопили под окнами старика целыми днями и под вечер получали свою награду.

    Через неделю он снова позвал ребят и сказал, что, к сожалению, теперь он сможет давать им только по две монеты в день. Дети продолжали приходить, но уже менее охотно.
    Когда на третью неделю, старик сказал им, что будет давать по монете в день, дети рассердились и сказали, что больше не придут играть под его окна совсем. Так мудрый человек наконец-то добился тишины и покоя.

Исследования показывают, что в реальной жизни с материальной мотивацией все так же, как в этой истории.

При чрезмерном акценте на вознаграждении сотрудники концентрируются на собственной выгоде и забывают смысл самой работы.  Кроме того, люди быстро привыкают к вознаграждению, и уже не радуются ему. Наоборот — они обращают внимание, если вознаграждение не поступит.

Я не призываю меньше платить сотрудникам, лучше обращать внимание и на внешнюю и на внутреннюю мотивацию.

Вот один из способов донести эту мысль до руководителей-участников тренинга.

Попросите участников тренинга открыть раздаточные материалы и записать 10 конкретных занятий, на которые их не надо мотивировать.

Харуки Мураками сказал «Я очень люблю деньги. На них можно купить свободное время, чтобы писать».

Харуки Мураками не надо мотивировать, чтобы он писал.

Попросите участников тренинга подумать о том, что мотивирует их, как возможность писать мотивирует Харуки Мураками?

На что их не надо мотивировать?

Попросите участников написать 10 таких занятий, причем, 5 из них должны быть связаны с работой.

Примеры:

— «Меня не надо мотивировать, чтобы готовить вкусную еду и потом есть ее с близкими людьми».

— «Меня не надо мотивировать смотреть на закаты».

— «Меня не надо мотивировать кататься на горных лыжах».

— «Меня не надо мотивировать звонить клиентам, но только если мы с ними давно хорошо знакомы и нравимся друг другу».

— «Меня не надо мотивировать обсуждать будущие цели со своей командой».

— «Меня не надо мотивировать изучать новое по теме своей работы».

— «Меня не надо мотивировать создавать рекламные объявления».

— «Меня не надо мотивировать рисовать красивые слайды.»

— «Меня не надо мотивировать продавать, если есть соответствующее настроение, драйв и азарт».

— «Меня не надо мотивировать разбираться в бухгалтерском балансе нового клиента, из которого я сразу вижу все, что происходит в его компании».

Дайте участникам 10 минут на работу.

После этого попросите их объединиться в пары с соседом, обменяться идеями тех занятий, мотивация на которые присутствует изначально, и попробовать проанализировать, что именно делает эти занятия такими? В чем мотивирующие факторы?

Например:

— Готовить еду – это просто, это можно делать медленно, мозг отдыхает, это отличается от повседневной работы, требующей интеллектуальной концентрации.

— Принимать пищу в компании близких – это просто приятно, и вокруг люди, с которыми нравится быть рядом, которые поддерживают, с которыми общие ценности.

— Обсуждать будущие цели с командой – снова приятные люди, нравится мечтать о будущем.

— Рисовать красивые слайды – красота, возможность погрузиться в процесс, когда никто не отвлекает.

— Разбираться в бухгалтерском балансе – мотивирует чувство собственной компетентности и мастерства, что-то новое, т. к. это новый клиент.

Короткие презентации.

Попросите участников в парах кратко поделиться своими факторами – по 2-3 самых значимых факторов от каждой пары участников.

Запишите факторы высокой внутренней мотивации на флипчарте.

Например:

— Никто не отвлекает, можно погрузиться в деятельность.

— Приятные люди вокруг.

— Что-то новое.

— Возможность научиться чему-то.

— Ощущение собственной компетентности.

— Просто приятное занятие.

— Планирование будущего.

— Ощущение драйва, кайфа и куража.

— Красота, делать что-то красивое или в красивой обстановке.

— Вызов, трудная задача, желание победить.

Подведите итоги, перефразируйте то, какие факторы чаще всего «включают» внутреннюю мотивацию. Переходите к мини-лекции, исследованиям внутренней мотивации и другим упражнениям. Или попросите участников обсудить применение факторов внутренней мотивации в их командах.

Тренинги по теме —

Готовый тренинг «Мотивация персонала — как пробудить в людях желание работать»http://www.trainersworld.ru/?page_id=1037

Готовый тренинг «Управление вовлеченностью персонала»http://www.trainersworld.ru/?page_id=6347

Связаться или задать вопрос: