Как применять метод Appreciative Inquiry для тренингов, фасилитации, командных совещаний

Как вовлечь всех участников тренинга, подчеркнуть ценность каждого, создать позитивное состояние и возможность для развития на основе сильных сторон?

В этом поможет Appreciative Inquiry – Признательное вопрошание.

Appreciative Inquiry можно считать методом фасилитации.

Appreciative Inquiry для тренингов, фасилитации, командных совещаний

Это способ взаимодействия с человеком или группой, цель которого – найти лучший опыт и ресурсы в прошлом, и создать будущее на их основе. Это противоположно  попыткам откорректировать недостатки или раскопать проблемы.

История Appreciative Inquiry

Метод Appreciative Inquiry был разработан в 1980-х годах Дэвидом Куперрайдером, исследователем из Case Western Reserve University. Изучая проблемы на производстве, он столкнулся с тем, что атмосфера в группах участников накалялась, а конфликты и взаимный негатив мешали продуктивно работать.

Это заставило исследователя поменять подход – и, вместо выяснения того, что не работает, заняться  исследованием того, что работает.

Обсуждая сильные стороны и ресурсы, позволяющие получать результаты, участники рабочих групп оказались гораздо более продуктивными.

Это вдохновило Дэвида Куперрайдера на исследование того, как менять организации, отношения и людей, опираясь на их сильные стороны и успехи.

Интересно, что некоторые люди оказались неподготовленными к такому подходу. Когда им поручили роль интервьюеров на следующем этапе исследования, их пришлось специально обучать тому, чтобы исследовать именно сильные стороны, не возвращаясь к более привычному обсуждению ошибок и недостатков.

Как применять Appreciative Inquiry?

Метод состоит из пяти шагов – 5D, иногда подробно рассматриваются только четыре шага – 4D. Вы можете использовать эти шаги как основу для взаимодействия с группой или для проведения мозговых штурмов в подгруппах.

Вы можете провести с их помощью небольшой кусочек тренинга или отдельное мероприятие – особенно, если проблема сложная.

Итак, Вам необходимо пройти в обсуждении с группой следующие шаги:

Appreciative Inquiry для тренингов, фасилитации, командных совещаний

1 Шаг – Define – Определить: необходимо определить проблему или задачу, над которой будет вестись работа.

Например, представим, что Вы ведете мастерскую, на которой обсуждаете повышение качества клиентского сервиса.

Применяя позитивный подход, Вы говорите не о том, какие проблемы имеются, а, например, о том, как сделать всех клиентов вашими фанатами.

Сформулируйте вместе с командой цель в позитивном ключе. Сама формулировка должна помогать сохранить и приумножить все, уже сделанное.

2 Шаг – Discover – Выявить: на этом шаге важно выявить те сильные стороны, на которые Вы будете опираться в Вашем совместном исследовании с группой.

Иногда здесь выделяют два небольших внутренних шага – «Отпраздновать» и «Сохранить».

  • «Отпраздновать» означает вспомнить все успехи и весь позитивный опыт. Например, получение похвалы от клиентов и благодарственных отзывов. Необходимо вспомнить, когда сами сотрудники чувствовали себя вдохновленными и осознавали, что их работа имеет смысл.
  • «Сохранить» значит перечислить те действия, которые предпринимались участниками для того чтобы достигать наилучших результатов. Что именно было сделано для получения позитивных отзывов и комплиментов от клиентов?

Можно и просто обсудить то, какие сильные стороны есть у команды. Что получается хорошо, и благодаря каким качествам участников?

3 Шаг – Dream – Мечтать: после исследования сильных сторон Вы можете обратиться к постановке целей.

Спросите участников, что они хотели бы, чтобы случилось в самом лучшем случае.

Например, в случае поиска идей для повышения качества сервиса, попросите их представить, что наш бюджет и другие возможности улучшить опыт клиентов ничем не ограничены.

Попросите их выразить и зафиксировать самые смелые пожелания, все, чего им на самом деле хотелось бы в контексте обсуждаемой цели.

4 Шаг – Design – Создать: записав мечты и самые амбициозные цели, можно переходить к конкретным шагам, которые можно сделать для их воплощения.

Обсудите с командой, что именно должно быть сделано для того чтобы приблизиться к мечтам.

Подумайте вместе о том, как те сильные стороны, о которых вы говорили на прошлом этапе, могут помочь в достижении целей.

Создайте план действий, который можно будет воплотить.

5 Шаг — Destiny  или Deliver – Воплотить: время переходить к активным действиям! Зафиксируйте личные обязательства каждого и первые шаги.

Вы можете обсудить возможные препятствия и те внешние и внутренние ресурсы, которые помогут справиться с ними. Здесь Вас вновь помогут сильные стороны, определенные на этапе Discover.

Сформулируйте конкретный план и завершите обязательствами каждого из участников сделать необходимые шаги.

Принципы Appreciative Inquiry

  1. Конструирование – восприятие реальности субъективно и зависит от слов, которые мы используем, и от точки зрения. Важно быть в той реальности, в которой находятся участники.
  2. Одновременность – задавая вопрос, мы уже создаем изменение. Вопросы – это триггеры для немедленных перемен.
  3. Воображение – представляя себе яркую, привлекательную картинку будущего, мы начинаем приближать это будущее. Позитивные образы мотивируют и вдохновляют нас.
  4. Ожидание – яркие картинки будущего не только вдохновляют нас, они подталкивают нас к действиям, необходимым для воплощения картинки в жизнь.
  5. Позитив – позитивные состояния и поддержка коллег дают нам силы двигаться вперед. Благодарность участникам и признание их заслуг поможет им почувствовать, что они способны на шаги к достижению целей.

Примеры вопросов для обсуждения:

1 — Для этапа Define:

— Над каким аспектом Вашей работы или жизни мы сегодня поработаем? К чему Вам хотелось бы прийти?

— Какие успехи Вы хотите развить, какие достижения приумножить?

2 — Для этапа Discover:

— Вспомните моменты, связанные с темой обсуждения, когда Вы чувствовали вдохновение, вовлеченность и полноту жизни. Когда это было? Что Вы делали? Какие именно факторы способствовали тому, что Вы чувствовали себя так?

— Вспомните 10 самых удачных решений в контексте обсуждаемой темы. Что сделало их такими?

— Вспомните, когда Вам удалось проявить себя по-максимуму. Что это были за ситуации?

— Что Вы цените больше всего в себе, в коллегах, в организации?

3 — Для этапа Dream:

— Представьте, что Вы проснулись завтра утром, и все изменилось к лучшему. Каких изменений в обседаемой области Вам больше всего хотелось бы?

— Какие надежды Вы связываете с развитием Вашей команды в будущем?

— Что должно было бы произойти в течение следующих … (недель, месяцев, лет), чтобы Вы были полностью довольны проделанным прогрессом?

4 — Для этапа Design:

— Какие из высказанных идей имеют наибольший потенциал?

— Что из высказанного будет проще и быстрее всего воплотить?

—  Какие шаги должны быть сделаны для того чтобы все мечты сбылись?

— Как мы можем перейти из точки, где мы сейчас находимся, в точку, где мы хотим быть?

— Даже если мы не можем сделать все, что мы можем сделать?

5 — Для этапа Destiny/Deliver:

— Что Вы лично готовы сделать для того чтобы воплотить желаемые изменения?

— Какие обязательства Вы берете на себя?

— Если бы Вы могли предпринять только один шаг для достижения поставленных целей, какой шаг Вы бы предприняли?

— Чему Вам может потребоваться научиться, какие эксперименты провести, какие варианты действий попробовать, чтобы достичь поставленных целей?

Что Вы можете сделать с этим?

Проведите обсуждение с группой по методу Appreciative Inquiry внутри тренинга  или в качестве отдельной встречи.

Выберите актуальную тему, важную для всех участников и требующую творческого подхода, и запланируйте несколько этапов работы в общей группе или в подгруппах, соответствующих шагам Appreciative Inquiry.

Вы сможете вовлечь всех участников, создать позитивное настроение и добиться их приверженности внедрению сгенерированных всеми идей в реальной жизни.

Тренинги по теме:

Готовый тренинг «Тренинг для внутренних тренеров и наставников»http://www.trainersworld.ru/?page_id=947

Марафон по фасилитацииhttp://www.trainersworld.ru/?page_id=4463

Связаться или задать вопрос: