Новая теория о том, как позитивные эмоции влияют на жизнь

На чем Вы делаете акцент, когда ведете тренинги по стресс-менеджменту?

Долгое время исследователи занималась изучением преимущественно негативных эмоций. И тем, как избежать их в ситуации стресса, или хотя бы снизить их влияние на жизнь и работу.

Позитивные эмоции не привлекали такого же внимания, хотя признавалось, что они как сигнал о том, что все идет хорошо.

Broaden and Build theory – теория «Создаем и расширяем»

Как показала серия недавних исследований, позитивные эмоции сами по себе влияют на жизнь человека. Радость или интерес делают нас эффективнее и помогают решать задачи и достигать цели.

  • Барбара Фредериксон из Университета Мичигана доказала, что позитивные эмоции – энтузиазм, любовь, радость, интерес – приводят к тому, что люди пробуют новые модели поведения. Под воздействием положительных эмоций мы больше исследуем, учимся, играем, работаем, устанавливаем новые дружеские связи и вкладываемся в те, которые уже есть и т. п. Таким образом, мы, во-первых, действуем более эффективно, и во-вторых, создаем ресурсы, которые могут потребоваться в будущем, например, навыки, идеи и взаимоотношения.В итоге получается самоподдерживающаяся спираль – позитивные эмоции приводят к более эффективным действиям и увеличению количества ресурсов, а это повышает вероятность испытать позитивные эмоции в будущем.

Позитивные эмоции и стресс, тренинг стресс-менеджмента

Негативные эмоции тоже стимулируют людей что-то делать, чтобы избежать того, что им не нравится. Но при этом поведенческий репертуар гораздо беднее – испытывая негативные эмоции, люди используют ограниченный набор привычных действий.

Какие исследования потверждают это?

1. Барбара Фредериксон цитирует много исследований Alice Isen — профессора психологии в Cornell University – в которых испытуемые выполняли различные задачи, и выяснялась связь между их эмоциональным состоянием и эффективностью.

Например, измерялось то, сколько времени люди в разных эмоциональных состояниях готовы посвятить выполнению сложной и не особо интересной, но необходимой для дела задаче. Оказалось, что люди, которые принимали такое решение в позитивном эмоциональном состоянии, были готовы посвятить необходимому делу больше времени и приложить больше усилий.

Исследование показало, что позитивные эмоции повышают внутреннюю мотивацию, готовность справляться с незнакомыми задачами, готовность посвящать время тому, что необходимо сделать.

  • Исследование Alice M. Isen «The Influence of Positive Affect on Intrinsic and Extrinsic Motivation: Facilitating Enjoyment of Play, Responsible Work Behavior, and Self-Control».

2. В других исследованиях Alice Isen доказывается, что позитивные эмоции улучшают память, гибкость мышления, способность принимать решения и способность решать проблемы.

Например, испытуемым нужно было представить ситуацию приобретения автомобиля и сделать выбор между 6-ю вариантами. Чем более позитивные эмоции испытывал участник эксперимента вначале, тем более оптимальный выбор был сделан.

  • Исследование Alice M. Isen Benjamin E. Hermalin «A model of the effect of affect on economic decision making», Исследование Alice M. Isen «Positive Affect, Systematic Cognitive Processing, and Behavior: Toward Integration of Affect, Cognition, and Motivation» и другие.

3. Сама Барбара Фредериксон изучала то, как позитивные и негативные эмоции влияют на поведенческий репертуар — количество вариантов действий, которые мы рассматриваем для себя.

Например, в одном из экспериментов несколько групп испытуемых решали кейс, в котором необходимо было придумать варианты действий.

Перед решением кейса разные группы смотрели разные отрывки из фильмов, вызывавшие разные эмоции, например, гнев, радость или удовлетворенность ситуацией. В результате, вариантов действий, которые смогли придумать участники, было тем больше, чем больше позитивных эмоций они испытывали.

  • Исследование Fredrickson, Branigan «Breadth of the thought–action repertoire by emotion».

Что в итоге?

Исследования подтвердили, что позитивные эмоции увеличивают  эффективность многократно и разными способами.

1 — Они расширяют поведенческий репертуар и увеличивают вероятность того, что мы попробуем новые, более эффективные действия.

2 — Они повышают психологическую устойчивость и способность справляться со стрессом.

3 — Они увеличивают количество ресурсов, которые появляются у нас благодаря расширению поведенческого репертуара..

Что это значит для Вас как тренера?

  1. Вы можете сконцентрировать участников тренинга на том, как им испытывать максимум позитивных эмоций, когда они будут выполнять необходимые для достижения результата действия.
  2. Вы можете научить их признавать и отмечать победы и удачные шаги — их собственные, их коллег, их подчиненных. Очень часто на работе мы обращаем максимум внимания на то, что сделано неправильно. Подчеркните, что можно – и полезно – обращать внимание и на то, что получилось.
  3. Если Вы учите людей справляться со стрессом, то можно делать это не только через борьбу с негативными эмоциями, но и через разные способы испытать позитивные эмоции. Например, попросите их каждый день записывать одно воспоминание о ситуации, когда они были счастливы – и Вы увидите, как их общее состояние и способность справляться со стрессом станут лучше.
  4. И, наконец, само обучение будет эффективнее, если сделать так, чтобы люди испытывали много разных позитивных эмоций. А Ваш тренинг вызывает эмоции? Если да, то, скорее всего, он будет эффективным.

Тренинги по теме

Готовый тренинг «Стресс-менеджмент — стресс под контролем»http://www.trainersworld.ru/?page_id=953

Готовый тренинг «Тренинг для внутренних тренеров и наставников»http://www.trainersworld.ru/?page_id=947

Связаться или задать вопрос: