Альтернатива циклу Колба – цикл Ганье

Один из вопросов, который мне задают очень часто – есть ли альтернатива циклу Колба?

Действительно, цикл Колба – распространенный и очень удобный инструмент построения тренинга.

Он помогает объединить в единое целое теорию и упражнения, и избежать активностей, притянутых за уши.

Цикл Ганье в построении бизнес-тренинга

Кроме того, цикл Колба — не искусственная конструкция. Он соответствует тому, как мы на самом деле формируем навыки. Создание тренинга по этому циклу помогает пройти от неосознанной некомпетентности к осознанной некомпетентности и, затем, к осознанной компетентности.

С другой стороны, многие говорят, что устали от цикла Колба и хотели бы найти другие варианты того, как построить целостный и активный тренинг.

Несколько альтернативных циклов обучения, способных этому помочь, действительно есть.

Один из них – цикл Ганье, описанный американским психологом в области образования и одним из основателей Instructional Design – образовательного дизайна — Робертом Ганье.

Интересно, что, как и Колб, Ганье утверждает, что его цикл основан на том, как мы на самом деле усваиваем знания и навыки.

Вот как Роберт Ганье рекомендует построить цикл обучения:

1 шаг – Привлеките внимание

Для того чтобы начать формировать новое знание или навык, прежде всего, необходимо обратить внимание участников тренинга на ту предметную область, с которой предстоит знакомиться.

Например, для этого можно:

—  рассказать историю

— показать видеоэпизод, интересный слайд фотографию

— поделиться новостью,  исследованием или статистикой по теме

— провести небольшую игру по теме тренинга

  • Представим себе, что Вы готовите тренинг по переговорам, и на данном этапе составляете модуль с обзором основных навыков переговорщика. В первом шаге обучения по циклу Ганье Вы можете, например, показать видео с успешным примером переговоров, рассказать личную историю о том, как Вам удалось — или не удалось — договориться о чем-либо.

2 шаг – Озвучьте цели, задачи, смысл предстоящего обучения

На этом шаге необходимо показать участникам выгоды, которые дает компетентность в изучаемой области.

Например, Вы можете:

— сообщить, что участники будут уметь делать по итогам этого блока

— рассказать, с какими ситуациями они будут справляться

— озвучить, какие техники и инструменты участники смогут применять

— можно сказать пару слов о структуре предстоящего модуля, т. к. она связана с целями и задачами обучения.

  • В примере с переговорами Вы озвучиваете, что участники будут точно знать, что именно умеют делать успешные переговорщики, какие у них самих имеются сильные стороны, и что требует развития.

3 шаг – Вспомните, что участники обучения уже знают и умеют

Для того, чтобы не повторяться, и чтобы новые знания легче интегрировались в уже имеющиеся, полезно выяснить, что участники уже знают.

Например, для этого можно:

— провести групповую дискуссию

— попросить участников разобрать небольшой кейс

— вместе вспомнить позитивные примеры людей, владеющих изучаемым навыком

— обсудить примеры ситуаций, в которых этого навыка не хватает.

— дать участникам небольшие задания, которые покажут, что они уже знают и умеют, а что пока нет.

  • В случае составления тренинга по переговорам, можно было бы разобрать кейс, в котором отсутствие навыков помешало сторонам успешно договориться. Или, наоборот, владение навыками переговоров позволило справиться со сложной ситуацией.  Попросите участников сформулировать, какие навыки они заметили у героев кейса, а какие у них очевидно отсутствуют. Вы сможете понять, что участники уже знают о переговорных навыках, и сможете добавить к этому новые концепции.

4 шаг – Представьте в общих чертах контент блока тренинга

На этом этапе необходимо ознакомить участников с основными тезисами, подготовленными для этого блока.

Например, это может быть:

— мини-лекция

— видео

— демонстрация техник или методик

  • В тренинге переговоров здесь могла бы быть мини-лекция о том, какие навыки помогают нам вести переговоры и добиваться своего.

5 шаг – Представьте более сложную информацию и примеры

Раскройте тезисы более подробно, расскажите более продвинутые приемы и техники, представьте примеры.

Например:

— обсудить применение ранее представленной информации в реальной жизни

— попросить участников сделать карту ума

— рассказать участникам отрицательные примеры того, «как не надо» применять полученную информацию

— попросить самих участников сформулировать позитивные и негативные примеры

  • Применительно к тренингу переговоров здесь можно было бы развить информацию, предоставленную на предыдущем этапе, например, обсудив с участниками, как представленная модель переговорных навыков может быть применена к их собственным ситуациям. В их ситуациях – какие навыки им удалось применить, а какие нет? Как они смотрят на прошлые ситуации с точки зрения того, что узнали?

6 шаг – Организуйте практику

На этом шаге необходимо применить полученную информацию на практике, потренироваться в том навыке, который изучался.

Например, попросите участников:

— решить кейс с применением полученных приемов и тактик.

— применить полученные знания к собственным ситуациям

— прописать аргументы для своих ситуаций

— поучаствовать в ролевых играх.

  • В тренинге переговоров можно было бы потренироваться в ролевых играх – например, написать по ранее рассмотренным ситуациям участников «идеальный сценарий» того, как они справились бы с ситуацией, владея всеми теми навыками, которые вы обсудили. А потом сыграть придуманные сценки идеального развития ситуаций.

7 шаг – Предоставьте участникам тренинга обратную связь

Выскажите участникам Ваши наблюдения по тому, как были выполнены задачи на предыдущем этапе.

Расскажите им:

—  что они сделали правильно

— что было выполнено неправильно

— предоставьте дополнительную информацию, которая может помочь улучшить выполнение заданий.

  • В нашем примере тренинга переговоров Вы могли бы предоставить участникам обратную связь о том, как еще улучшить сценки, что еще они могли бы сделать, владея навыками переговоров, чтобы сделать результат еще лучше.

8 шаг – Проведите оценку

Заранее подготовьте тесты, которые участники смогут заполнить, чтобы продемонстрировать усвоение знаний.

Например, проверка знаний может быть в форме:

— опросников

— небольших кейсов

— практических заданий, которые ученикам нужно будет выполнить

Задания, применяемые на этом этапе, должны быть простыми, легко оцениваться и быть связанными с целями обучения. Они должны показывать, смогли ли участники тренинга усвоить знания и навыки.

  • Например, в модуле тренинга переговоров с обзором навыков Вы могли бы попросить участников разобрать ситуации друг друга и сформулировать, какой из рассмотренных навыков был бы там максимально полезен, и как его можно было бы проявить.

9 шаг – Запланируйте применение на рабочем месте

Для того чтобы знания и навыки применялись на рабочем месте, необходимо запланировать, как это будет происходить.

Для этого Вы можете:

— Провести обсуждение того, как новые навыки будут применяться

— Обсудить сложности, которые возникнут, и то, как участники будут их преодолевать

— Вместе создать памятки, инструкции и чеклисты для применения на работе

— Создать дополнительный учебный контент для применения на работе, например, скрипты продаж или готовые ответы на возражения.

  • Применительно к тренингу переговоров, Вы могли бы попросить участников сделать себе памятку по применению самого полезного для их ситуации навыка.

*Источник концепции «9 шагов обучения» – книга Robert Gagne «Conditions of Learning», вольный перевод и примеры мои.

Сколько времени на это необходимо?

Ганье не отвечает на вопрос, сколько времени потребуется на один учебный цикл, но, по моим представлениям, такой процесс может занять от одного стандартного блока на 1,5-2 часа до однодневного тренинга целиком.

Тренинги по теме —

Готовый тренинг «Тренинг для внутренних тренеров и наставников»http://www.trainersworld.ru/?page_id=947

Готовый тренинг «Переговоры»http://www.trainersworld.ru/?page_id=2929

«Тренинг для тренеров онлайн»http://www.trainersworld.ru/?page_id=965

Интенсив по фасилитацииhttp://www.trainersworld.ru/?page_id=4463

Связаться или задать вопрос: