Андрагогика – история, что изучает, и что это значит для Вас?

Один из часто обсуждаемых на тренингах для тренеров вопросов – наука андрагогика, изучающая особенности и методы обучения взрослых людей.

Я решила собрать в одной статье основную информацию об андрагогике, начиная с появления этого термина в середине позапрошлого века.

Когда появилась андрагогика?

Многие считают родоначальником андрагогики американского ученого середины 20 века Малькольма Ноулза, но на самом деле это термин был впервые упомянут еще в 1833 году немецким преподавателем Александром Каппом.

Андрагогика наука об обучении взрослых

*Книга Александра Каппа «Образовательные идеи Платона». Картинка с сайта andragogy.net

Андрагогика Александра Каппа означала потребность взрослых людей в обучении, необходимость для взрослых учиться всю жизнь. Эта идея андрагогики как необходимости обучения для взрослых людей стала популярной в Германии в начале 20 века, об андрагогике как о технологии обучения взрослых на тот момент не говорили.

Что привнес в андрагогику Малькольм Ноулз?

Малькольм Ноулз — исследователь  обучения  взрослых, которому приписывают создание андрагогики.

Согласно воспоминаниям Малькольма Ноулза в книгах, он сам впервые услышал слово «андрагогика» в 1967 году от югославского ученого Дусана Савичевича, приехавшего к Ноулзу на семинар в Университет Бостона.

Андрагогика как родившаяся в Германии идея образования в течение всей жизни стала на тот момент популярной в Европе, включая Югославию и Эстонию, где даже появились общества андрагогов.

Малькольм Ноулз был в восторге от идеи и написал провокационную статью «Педагогика? Нет, андрагогика!», где противопоставил идеи и практики, господствовавшие на тот момент в обучении детей, и новую концепцию обучения в течение всей жизни.

Андрагогика как технология обучения взрослых людей

В последующих статьях и книгах Малькольм Ноулз сосредоточился на понимании андрагогики как технологии обучения взрослых людей.

Таким образом, хотя он не изобрел термин «андрагогика», можно сказать, что именно Малькольм Ноулз создал то понимание андрагогики, которое разделятся большинством специалистов сейчас.

Андрагогика Малькольма Ноулза – наука о методах и технологиях обучения взрослых, о том, каким должно быть такое обучение, как учитывать особенности взрослых и строить обучение в соответствии с ними.

Какие особенности есть у взрослых обучаемых?

Малькольм Ноулз выделил пять признаков взрослых людей, влияющих на их обучение:

  • Понимание самих себя. Взрослые обучаемые с высокой вероятностью уже развили понимание своих целей, ценностей. У них есть принципы и убеждения, и они осознают свои приоритеты в жизни.
  • Наличие опыта. Взрослые люди, скорее всего, накопили на момент обучения достаточный жизненный опыт, который может как помогать, так и мешать обучению.
  • Готовность учиться. Взрослые люди самостоятельно принимают решение о том, готовы ли они учиться, зачем им это нужно, соответствует ли обучение их целям.
  • Ориентация на применение. Взрослые люди учатся для того чтобы решить актуальные проблемы, уже стоящие перед ними, обучение привлекательнее для них, если применить полученные знания можно будет сразу.
  • Внутренняя мотивация к обучению. Чем более зрелый человек, тем более внутренняя у него мотивация. Взрослые обучаемые учатся не потому, что их заставили, или сказали, что так надо, а только потому, что сами осознали необходимость обучения.

Каким должно быть обучение взрослых?

В соответствии с этими особенностями при обучении взрослых необходимо:

  1. Включить самих участников в планирование обучения, ориентироваться на их собственное мнение о том, что им необходимо изучить для работы.
  2. Построить весь процесс обучения на активных действиях, на методе проб и ошибок. Делать, а не зубрить и запоминать.
  3. Учесть разный опыт и разные цели, с которыми люди могут приходить на обучение.
  4. Предлагать скорее проблемы, чем готовые решения, скорее задачи, которые необходимо решить, чем теоретическую информацию о том, как их решать.

Обучение взрослых людей как способ самореализации

Один из учителей и коллег Ноулза – Эдуард Линдеман в книге «Смысл образования взрослых» подчеркивает, что обучение взрослых людей значит гораздо больше, чем просто профессиональная подготовка и переподготовка.

Индустриальный век и необходимость специализации, согласно Линдеману, превращают человека в «фрагментарную личность», забывшую свои таланты и способности, если они не используются в работе каждый день.

Образование взрослых должно помогать не только обновить знания, но и дать возможность людям выразить те самые забытые таланты, и из «фрагментарной личности» снова стать целостной.

Как обучение взрослых людей помогает раскрыться личности?

Малькольм Ноулз поддерживает идею обучения как самореализации, утверждая, что даже профессиональное образование взрослых должно помогать им решить следующие задачи:

— Приобрести еще более глубокое понимание самих себя, своих ценностей, мотиваций, потребностей, интересов, талантов и целей. Хорошее обучение взрослых людей помогает им осознать себя и научиться принимать и уважать себя такими, какие они есть, одновременно стремясь стать лучше.

— Развить отношение принятия, любви и уважения по отношению к другим. Взрослые обучающиеся должны приобрести умение различать между личностью и ее взглядами и идеями и, при необходимости, выражать несогласие с идеями сохраняя уважение к личности. Хорошее обучение развивает в участниках эмпатию и желание помогать другим.

— Развить динамичное отношение к жизни. Взрослые обучаемые должны прибрести понимание того, что изменения неизбежны, и того, что они сами постоянно меняются. Хорошее обучение развивает привычку смотреть на каждую ситуацию как на возможность узнать что-то новое и стать лучше.

— Получить навык работы с причинами, а не симптомами, в поведении людей. Благодаря обучению, взрослые люди должны приобрести умение видеть причины того или иного поведения других людей, и взаимодействовать с людьми учитывая причины, а не только внешние проявления.

— Научиться развивать потенциал своей личности. Хорошее обучение помогает понять, какие нереализованные способности и таланты участник может развить не только в работе, но и в его увлечениях, общественной активности, творчестве и так далее. Проявляющий себя в разных сферах человек становится более довольным жизнью и более полезным для общества, а активное обучение может помочь ему найти таланты, которые можно проявить лучше.

— Приобрести понимание важных идей в культурном наследии человечества. Хорошее обучение помогает участникам лучше понять важные философские идеи, традиции и ценности, являющиеся достоянием всего человечества.

— Понять ценности и процессы, важные для общества, в котором живут участники, при необходимости – участвовать в изменениях, которые они считают необходимыми. Обучение помогает взрослым людям понять, как поменять к лучшему то общество, в котором они находятся.

В конечном счете, согласно Ноулзу, образование взрослых людей должно помочь решить глобальные проблемы всего общества.

*Источник — Malcolm S. Knowles «Informal Adult Education»

Способность взрослых инициировать обучение

Еще одна важная способность взрослых, согласно Малькольму Ноулзу – способность инициировать обучение и управлять своим собственным обучением. А именно:

  1. Определять «белые пятна» в собственной деятельности.
  2. Формулировать, исходя из этого, потребности в обучении.
  3. Определять, какие ресурсы и возможности для обучения доступны.
  4. Выбирать наилучшую возможность для обучения и обучаться.
  5. Оценивать результаты.

*Источник — Malcolm S. Knowles «Self-Directed Learning. A guide for learners and teachers»

Что это значит для вас?

На мой взгляд, ценности и принципы, о которых говорят основатели андрагогики, даже важнее, чем повышение эффективности обучения само по себе.

Уверена, что на формальном уровне сейчас большинство тренеров следуют этим принципам. Из того, что я наблюдаю на рынке – уже практически никто не путает тренинги и лекции, большинство тренеров стремятся сделать свои программы интерактивными, посвящают время определению потребности в обучении и тому, чтобы перевести свойства своих программ в выгоды участников.

Вместе с тем, я думаю, что можно внедрить принципы активного обучения еще более глубоко в тренинговые программы, сделать еще больший акцент на саморазвитие и самоопределение участников.

Таким образом, весь тренинг можно воспринимать как более интенсивный жизненный опыт, а роль тренера – в том, чтобы помочь участникам переработать этот опыт и сделать из него необходимые выводы.

Тренинги по теме —

«Тренинг для тренеров онлайн»http://www.trainersworld.ru/?page_id=965

Готовый тренинг «Тренинг для внутренних тренеров и наставников»http://www.trainersworld.ru/?page_id=947

Готовый тренинг «Наставничество»http://www.trainersworld.ru/?page_id=1498

Марафон по фасилитацииhttp://www.trainersworld.ru/?page_id=4463

Связаться или задать вопрос: