Что такое soft skills? Примеры американского агентства по профстандартам

Чем мы на самом деле занимаемся, проводя тренинги?

Для большинства тренеров давно стало аксиомой то, что тренинги – это про обучение навыкам.

Hard skills – «жесткие» навыки, необходимые в рамках одной специальности. Как, например, умение пользоваться кассой – необходимо кассиру.

Soft skills – «мягкие» навыки, необходимые вне рамок специальности. Например, умение работать в команде – будет полезно в любой ситуации, где есть команда.

Как правило, на тренингах изучаются и отрабатываются именно «мягкие навыки». Умение общаться, работать в коллективе, договариваться, вести переговоры и т. п.

Примеры soft skills
К сожалению, описать эти навыки бывает сложнее, чем описать умение работать с кассой. А значит, оценить их и увидеть, что именно участник тренинга уже умеет, а что нет – тоже.

Один из вариантов описания «мягких навыков» есть у O’net — Occupational Information Network – американской организации, занимающейся анализом требований к современным профессиям.

Их описание профессии включает требования к знаниям, опыту, физическим навыкам, выполняемым в рамках профессии операциям и т. п.. Но мне понравилось описание некоторых «мягких навыков», которые входят в требования к специальностям.

Итак – некоторые из «мягких навыков», выделяемые Occupational Information Network, и их определения.

Возможно, этот список навыков поможет Вам при создании нового тренинга или при анализе «пробелов» между существующими и требующимися умениями сотрудников.

Активное обучение – понимание важности новой информации для решения текущих и будущих проблем.

Выбор стратегии обучения – выбор и применение подходящего ситуации метода или процедуры инструктирования во время самообучения или обучения других.

Активное слушание – умение уделить все внимание тому, что сообщается другим человеком, уделение времени тому, чтобы понять смысл его сообщения, задавание подходящих вопросов, выслушивание без перебивания.

Правильная речь – умение эффективно донести до других информацию на словах.

Аналитическое мышление – анализ информации и использование логики для решения связанных с работой задач.

Инновационное мышление – творчество и нахождение нестандартных решений для развития новых идей и для нахождения решений для возникающих на работе проблем.

Внимание к деталям – тщательность в деталях и исчерпывающее выполнения рабочих задач.

Надежность – ответственность и выполнения взятых на себя обязательств.

Решение проблем – умение определить проблему в работе, провести анализ информации для ее решения, сформулировать имеющиеся варианты действий, выбрать и воплотить в жизнь итоговое решение.

Управление временем – способность эффективно использовать рабочее время, как собственное, так и подчиненных.

Координация – умение соотнести свои действия с действиями других, при необходимости скорректировать свои действия.

Инициатива – готовность взять на себя ответственность, позитивное отношение к сложным задачам.

Креативность – готовность  работать в соответствии со своими собственными идеями.

Ответственность – готовность принимать свои собственные решения.

Автономия – способность работать при небольшом участии непосредственного руководителя.

Оригинальность – способность к созданию новых и нестандартных идей применительно к ситуации или к проблеме, которую необходимо разрешить.

Критическое мышление – использование логики для того, чтобы идентифицировать сильные и слабые стороны решений, выводов или подходов к проблеме.

Мониторинг – продолжающаяся оценка своих собственных результатов, а также результатов других людей и организации в целом, в целях внесения изменений и повышения эффективности.

Забота о других – внимание к чувствам и потребностям окружающих людей, понимание и желание помочь.

Кооперация – стремление сделать сотрудничество приятным для окружающих, дружественное отношение к другим людям.

Социальная ориентация – предпочтение к работе вместе с другими, а не наедине, установление дружеских связей на работе.

Социальная восприимчивость – внимательность к эмоциональным реакциям других людей, понимание их реакций.

Инструктирование – умение научить других выполнять какое-либо действие.

Обучение других людей – умение определить потребность в обучении, разработать программу обучающих активностей, провести необходимые обучающие активности.

Лидерство – готовность вести за собой, принимать ответственность, озвучивать собственное мнение и управлять другими.

Социальное влияние – способность влиять на других людей, энергичность, распространение собственного мнения.

Управление финансовыми ресурсами – способность определить, сколько денег потребуется для достижения имеющейся цели, составление и выполнение бюджета.

Управление материальными ценностями – обеспечение правильного использования оборудования, помещений и материалов, необходимых для работы.

Переговоры– способность приводить людей к единому мнению и сглаживать их различия.

Убеждение – умение убедить других поменять их точку зрения или их поведение.

Адаптивность и гибкость – открытость изменениям и способность действовать в меняющихся условиях.

Самоконтроль – способность сдерживать эмоции, контролировать гнев, избегать агрессивного поведения, даже в сложных ситуациях.

Стрессоустойчивость – способность действовать спокойно и эффективно в сложных ситуациях.

Сервисная ориентация – активный поиск возможностей для помощи другим людям.

Принятие решений – способность оценить преимущества и недостатки потенциальных действий и выбрать наиболее подходящий.

Системный анализ – понимание того, как работает система, и того, как изменения в условиях, операциях или окружении повлияют на достигнутые результаты.

Траблшутинг – определение причин имеющихся проблем и принятие решения о том, что делать с ними.

Что делать с этим списком?

— Если Вы готовитесь к тренингу или создаете новую программу – подумайте, какие навыки из списка могут быть полезны Вашим участникам – и как отработать эти навыки в тренинге.

— Оцените то, насколько эти навыки уже проявляются сотрудниками, которых Вам предстоит обучать, — и насколько Вам бы хотелось, чтобы они проявлялись. После этого, включите в тренинг активности для развития навыков с самыми большими разрывами между желаемым и действительным.

— Можно использовать эти навыки в качестве идей и ресурсов для решения проблем. Распределите их на модерационные карточки, а затем попросите участников вытащить несколько карточек и придумать, как человек, идеально обладающий описанными на них навыками, решил бы проблему.

Тренинги по теме —

«Тренинг для тренеров онлайн»http://www.trainersworld.ru/?page_id=965

Интенсив по фасилитацииhttp://www.trainersworld.ru/?page_id=4463

Готовый тренинг «Тренинг для внутренних тренеров и наставников»http://www.trainersworld.ru/?page_id=947

Связаться или задать вопрос: